СВОЙ СТИЛЬ


— Иногда мне кажется, что я всю жизнь рисую один и тот же бампер...
Это слова Сергея Плотникова — ведущего дизайнера отдела легковых автомобилей ГАЗа. Мы беседуем с ним в Греческом зале — так на ГАЗе прозвали помещение, где Плотников и его коллега Игорь Безродных создают прототипы будущих газовских машин.
— Сейчас здесь относительно просторно, а недавно тут и впрямь был музей. Просто нам нужно место для работы, и мы вынесли отсюда массу старых макетов.
Плотников — один из группы молодых инженеров, которые создавали три нашумевших на московской выставке автомобиля (мы рассказывали об этом в прошлом номере Авторевю).
Как и нынешний главный конструктор легковых автомобилей Сергей Батьянов, ведущие дизайнеры Безродных и Плотников тоже оказались на заводе после Нижегородского политехнического института.
Первой совместной работой Батьянова, Безродных и Плотникова был знаменитый полноприводный ГАЗ-3105.
— Я и сейчас считаю этот автомобиль нашей удачей. Жаль, что технологи тогда зарубили этот проект как невыполнимый. А первая наша работа, которая пошла в серию, — это оформление передка "переходной" Волги ГАЗ-31029. Заднюю часть, сохранившуюся от Волги ГАЗ-3102, нам тогда трогать запретили... Первый серийный автомобиль, который мы сделали практически от начала и до конца — это нынешний ГАЗ-3110. В "десятке" наше все — и внешность, и интерьер. Кроме задней полки и руля, которые готовили наши коллеги, но из другой группы.

Это всего лишь эскизы, которые сделаны довольно давно. Однако они отражают главное — стиль газовцев и то, каким они видят модельный ряд своих автомобилей

Но откуда у Сергея — инженера, выпускника кафедры Автомобили и тракторы — дизайнерские навыки?
— Я с детства был автомобильным фанатиком — с четырнадцати лет рисовал машины, создавал собственные альбомы с разными моделями. Знаете, как это часто делают мальчишки... Ну, а потом решил поступать в Политех.
В углу Греческого зала, заваленный колесами и запертый ненужным кульманом, стоит полноразмерный пластилиновый макет бортовой Газели.

Кабина — с четко выраженным отдельным капотом и рельефной фальшрадиаторной решеткой.
— Этот вариант разработали мы, а не дизайнеры Газели, — как альтернативный. Если бы в серию пошел именно он, то не надо было бы решать проблемы нынешней Газели с перегревом двигателей и теснотой в подкапотном пространстве. Мы все это предусмотрели тогда заранее. Просто те специалисты-дизайнеры, которые приходят к нам из художественных училищ — Мухинки или Строгановки, — могут передавать образ автомобиля и, возможно, элементы фирменного стиля, но они не владеют знаниями технологии и конструкции автомобиля.

Такой могла бы быть Газель

А мы с Игорем прежде всего автомобильные инженеры и уж потом — дизайнеры...
Мы подходим к трем выставочным прототипам.
— Сначала мы разрабатывали вот эти машины — переднеприводный ГАЗ-3103 и полноприводный ГАЗ-3104. Компоновка со смещенной вперед кабиной — американцы зовут такую cab forward — и довольно строгий экстерьер должны подчеркивать современность их концепции. А готовить более традиционный заднеприводный ГАЗ-3111 мы начали уже после. Времени не хватало, и изготовление прототипа решили заказать американской специализированной фирме Venture. Конечно, все делалось по нашим чертежам и в соответствии с нашими математическими моделями, но... При прототипировании с первого раза ничего не получается. Например, американцы намудрили с наружными зеркалами — по собственной инициативе чуть было не отхромировали их целиком. А эту комбинацию приборов известная немецкая фирма VDO делала по нашим чертежам больше года. Сначала долго согласовывали размеры окошечек дисплеев, шрифты на шкалах. Мы показываем немцам шрифт, а они говорят: "У нас в компьютерах такого нет.
Может, вам подойдет шрифт со шкал приборов новых Porsche?" Но мы настояли на своем. Потом немцы уперлись — зачем, мол, делать хромированный ободок спидометра, это дорого, сложно. А мы им полушутя-полусерьезно говорим: извините, это образ такой. Вот думаем — может, по периметру еще брильянтов насажать? Немцы сначала всерьез приняли, испугались. А теперь, когда с ними общаемся, каждый раз шутим — мол, как насчет брильянтов?
Почти всю оптику по нашим чертежам изготовили фирмы Hella и Bosch. Сколько раз им пришлось образцы переделывать! То форма ободка не такая, как мы хотим, — педантичные немцы, не раздумывая, переносили на образец все упрощения математической модели. То хромировка у них получается негодная, с цветами побежалости — вот как здесь, например (Плотников показывает на край ободка фары "одиннадцатого" прототипа, где на хроме действительно видна радужная пленка — Л. Г.). То риски на колпак фары нанести не могут — оснастки нет.
Я когда к ним в Германию приехал работу принимать, под конец уж не выдержал: "Ребята, дайте мне в руки инструмент, я сам все сделаю!" А они удивляются и с уважением говорят: "Вы что, можете это сделать вручную? Надо же, а у нас таких специалистов нет. Может, подождете еще один день, пока наши математики напишут для станка специальную программу?"

Сергей Плотников о своей работе:

— После эскизов мы лепим пластилиновый макет. Потом наносим на его поверхность координатные линии — вручную, а это уйма работы. А нужны линии для того, чтобы точно описать поверхность и облегчить нашим программистам создание математической модели кузова. Потом на координатном станке в соответствии с заложенными в компьютер данными делается деревянная модель каждой детали — крыла, передней панели, лобового стекла. И по утвержденным нами моделям вручную изготавливаются или опытные образцы деталей, или оснастка для серийного производства...
Кстати, раньше на ГАЗе существовала великолепная школа разработки поверхности. Одним из уникальных специалистов был Ладислао Эспес Дуарте — испанец, командовавший полком в республиканской армии, а после войны, в 1949 году, попавший на ГАЗ. Вместе с американцем Вильямсом, тоже работавшим на заводе, он написал книгу по разработке поверхности, которая легла в основу теории современного компьютерного моделирования кузова...


Лепка поверхности, разметка координатных линий — все вручную!

Деревянный макет, выполненный на координатном станке

Над пластилиновым макетом салона ГАЗ-3111 еще идет работа — дизайнеры примеряют баранку и рулевую колонку

Левая половина пластилинового макета — это ГАЗ-3111, правая — ГАЗ-3103—3104

На первую страницуНа следующую страницуСвоими глазами