От противного


В номере 21 газеты Авторевю я прочитал хвалебную статью Л. Голованова "Свой стиль", посвященную новому фирменному стилю ГАЗа и его создателям. Не могу согласиться с восторгами автора, поскольку своими глазами видел не только новые автомобили, но и процесс их создания. И более того, принимал в нем некоторое участие в качестве сотрудника одного из КБ того же отдела, в который входит и художественно-конструкторское бюро ГАЗа с его "греческим залом".
Итак, речь идет о группе молодых инженеров, в состав которой входят ведущие дизайнеры Игорь Безродных и Сергей Плотников. Хочется спросить — с каких это пор молодым инженером называется сорокалетний специалист, около двадцати лет проработавший на заводе? Много ли вы видели на заводе действительно молодых дизайнеров, к примеру, таких, как нынешний главный дизайнер Москвича (понимаю, что это не лучший пример, но все же)? Нет, и могу объяснить, почему.
В приснопамятные времена перестройки, гласности и демократизации на ГАЗе решили дать дорогу молодым: проводились конкурсы, появился так называемый молодежный научно-технический центр. Он и стал "путевкой в жизнь" для той самой команды инженеров, которых до сих пор по инерции называют молодыми. Так начинался "свой стиль".
Но вскоре демократии пришел конец: конкурсы прекратились, да и сам центр почил в Бозе. А команда осталась, и со временем герои вашей статьи превратились из обычных инженеров в главных конструкторов и ведущих дизайнеров-стилистов. Следует признать, это действительно команда — сплоченная, наполовину состоящая из бывших комсомольских функционеров (читай — людей с хорошо подвешенным языком, искушенных в аппаратных играх). И в этом ее сила.
При сегодняшнем положении вещей молодой дизайнер, пришедший работать на ГАЗ (что само по себе большая редкость, так как без согласия тех же Плотникова и Безродных это практически невозможно), в большинстве случаев становится подмастерьем — "лепилой". Если же у него есть собственная точка зрения, не совпадающая с "единственно правильной", ему не видать сколько-нибудь серьезной работы, как своих ушей.
Может быть, у нас просто нет талантливой молодежи? Нашим дизайнерам удалось убедить в этом руководство ГАЗа — достаточно сказать, что консультантом президента ОАО ГАЗ Н.А. Пугина по вопросам эстетики является не кто иной, как Игорь Безродных. Ситуация очень напоминает сказку "Голый король": кто не видит красоты, тот дурак. А художественные советы с участием специалистов российского масштаба остались в далеком прошлом.
Показательный пример — эпопея с теми самыми тремя перспективными Волгами, которые "потрясли мир". В том же номере Авторевю опубликована статья о новом Мерседесе S-класса с фотографиями четырех альтернативных вариантов его внешнего облика. Не удивило ли господина Голованова, что на ГАЗе ему не показали ничего подобного? Причина проста: альтернативы не было.
А было вот что. Как и написано в статье, сначала появилась концепция переднеприводного автомобиля, которая и была реализована дизайнерами — само собой, на безальтернативной основе. На техническом совете пластилиновый макет вызвал массу нареканий — как со стороны конструкторов и технологов (в основном по причине чрезмерной "навороченности"), так и со стороны безумцев, позволивших себе усомниться в безупречности его стилистики. Но в конце концов проект был принят и воплощен в тот самый концепт-кар ГАЗ-3103. "Свой стиль" устоял.
Кстати, многие специалисты заранее предсказывали неудачу переднеприводного проекта по причине "мертворожденной" конструкции. Однако печальный опыт так и не пошедшего в серию полноприводного автомобиля ГАЗ-3105 ничему не научил наших молодых конструкторов-мечтателей. А когда после двух лет серьезной конструкторской разработки нежизнеспособность проекта ГАЗ-3103 стала очевидна для всех, включая его "крестных отцов", сверху была спущена новая установка — одевать в новую "шкуру" старую Волгу.
На сей раз решили создать видимость конкуренции, позволив лепить второй полноразмерный макет — правда, не молодежи, рвавшейся в бой, а дизайнерам старой формации, которые трудились еще над Чайкой и ГАЗ-24. Разумеется, ничего хорошего из этого не вышло, зато наши "гранды" лишний раз подтвердили свою исключительность и незаменимость.
Очередной техсовет не утвердил макет, ставший кульминацией "своего стиля", но дизайнеры, уверовавшие в свою непогрешимость, по собственной инициативе отправили свое творение на обмерочную машину, тем самым практически отдав приказ о начале конструкторских работ — нужно знать систему отношений на ГАЗе, чтобы понять значение такого шага. "Свой стиль" одержал окончательную победу.
А есть ли он вообще, фирменный стиль? Давайте взглянем на серийные автомобили ГАЗа.
ГАЗ-3105. Стиль — банальный гибрид Ауди и Форда, репутация отвратительная. Зарубили этот проект не технологи, а руководство ГАЗа: провозившись с машиной больше десяти лет, решили, что ее "сырость" и ненадежность только дискредитируют марку ГАЗ.
ГАЗ-31029. К этой унылой "морде" мы привыкали очень долго. Едва ли этот автомобиль можно считать шагом вперед по сравнению со старомодным, но гармоничным ГАЗ-3102, созданным без участия "вундеркиндов". Впрочем, в данном случае стилистика верно отразила изменение имиджа Волги — от элитно-номенклатурной машины до большой и бестолковой "баржи" за сравнительно небольшие деньги.
ГАЗ-3110. Стиль — довольно самобытный, хотя и напоминает Лянчу 20-летней давности. Наконец-то дизайнерам удалось "отвести душу" на задней части кузова. Вам нравится? Тем не менее, интерьер можно считать удачным.

Наконец, апофеоз "своего стиля" —
ГАЗ-3111. Скажите честно — поставили бы вы ее в один ряд с современными иномарками? Разве может быть стилем отсутствие идеи, прикрытое хромом и прочей "бижутерией"?
Напоследок — еще одна история. Еще в прошлом году был задуман рестайлинг Газели и Соболя, и наконец-то новое лицо этих популярных коммерческих автомобилей было решено искать на конкурсной основе. Надо сказать, что к тому времени в нашем отделе сформировалась некая альтернативная дизайн-студия, состоящая из действительно молодых дизайнеров и работников других бюро, находящихся в оппозиции к "своему стилю". И через год техсоветов, переделок и т. д. победу одержал именно их проект. Вот только двое из авторов макета-победителя узнали об этом слишком поздно. Устав бороться со "своим стилем", они расстались с "греческим залом" и ушли с завода в независимую инжиниринговую фирму.
Что же, каждый автогигант имеет тот стиль, которого заслуживает...
Дмитрий Тарасов,
Нижний Новгород

Л. Голованов: Обвинение, которое автор этого письма высказывает в адрес газовской команды, весьма тяжкое — узурпация творческой власти. И хотя очевидно, что это голос обиженного и уволившегося с завода человека, все же дыма без огня не бывает.
Но — судите людей по делам их. Мне нравится и дизайн кузова, и интерьер Волги ГАЗ-3110 — по-моему, это пример очень удачного рестайлинга. Мне не импонирует излишнее обилие декора на будущей Волге ГАЗ-3111, но эта машина смотрится ярким пятном на нашем сером фоне. Без сомнения, у нас есть дизайнеры, из-под карандаша которых может выйти более красивый и гармоничный автомобиль. Но команда Батьянов—Безродных—Плотников не только нарисовала эти прототипы, но и построила их — с привлечением огромных средств, однако быстро и очень качественно. И сейчас ГАЗ-3111 готовится в серийное производство.
Чтобы сделать это и "раскачать" огромный завод с консервативным прошлым, нужна энергия, жесткость, умение убеждать руководство — и "команда", очевидно, обладает и пользуется всеми этими качествами. Обиженные — может быть, более талантливые, но менее энергичные — остаются за бортом. Закон жизни.
Но главное, что позволило мне вернуться из Нижнего Новгорода воодушевленным и написать "хвалебные" статьи — это вовсе не восхищение их весьма спорными творениями, а надежда. От Батьянова и Плотникова я услышал нормальные слова о том, что они хотят делать качественные и красивые автомобили, конкурентоспособные в условиях открытого рынка. И я увидел, что эта команда всего из нескольких человек упорно трудится над созданием новых серийных машин. И это позволяет надеяться на то, что "серятины" на наших улицах скоро будет меньше.
Кстати, то же самое я ожидал услышать и от нового главного дизайнера ВАЗа. Однако впечатления от визита в Тольятти оказались несколько иными...


На первую страницуСвоими глазами