Управление дизайна или управление дизайном?


ЕСТЬ ТАКАЯ ШКОЛА

— Весь этот новомодный стиль, особенно фордовский, с резкими гранями, очень скоро сойдет со сцены, — уверенно заявил рослый, похожий на славянского богатыря Синельников. — И в условиях их общества с динамичной сменой модельного ряда это нормально. Но мы-то с вами, как бы мы не пытались выпрыгнуть из самих себя, живем еще в той эпохе — предыдущей. Автомобили у нас ставятся на конвейер очень медленно. Поэтому и машины ВАЗа, к сожалению, никак не связаны между собой — слишком много времени проходило между их постановкой на конвейер. Мы, безусловно, думаем о будущем фирменном стиле наших автомобилей, но его формирование займет очень много времени. Посмотрите, как долго приобретали свое лицо автомобили Mercedes — десятилетия!

Поэтому, хотя мы и стараемся сейчас как-то ускорить темп смены моделей, нужно смотреть на вещи шире. Например, Рапан — это наше воззрение на одну из линий дизайна, которую мы называем биодизайном. Колани? Если бы я был ведущим дизайнером, я бы сказал, что такая аналогия — это своего рода аттестат. Но сейчас, как главный дизайнер, я скажу, что у нас есть своя школа дизайна. И ничего удивительного в том, что наши работы выходят в параллель с работами такого признанного мастера, как Колани...
— Даже если параллели отстоят друг от друга на двадцать лет по временной шкале? — удивился я.

Первый из четырех знаменитых тягачей Луиджи Колани сделан в 1977 году, последний (на снимке) — в 1994

— Полагаю, это вопрос с капелькой яда? — Синельников, похоже, был задет за живое. — Я бы сказал, что этому направлению дизайна сто лет. И если посмотреть работы, которые выполнялись в разных уголках земного шара в 30-е годы, на заре такой науки, как дизайн... Индастриал дизайн, эспешиалли. (Видимо, английское слово выскочило у Синельникова "на автомате", выработанном в подобных спорах за рубежом.) Тогда можно всякие-разные предположения высказать. Вот если вы помните модерн того времени, то он точно так же имел огромный перечень или широкий спектр самых разных особенностей — от технических веяний, хай-тековых, до очень зооморфных, биоморфных таких. Да и сейчас... Парижский салон показал, что за рубежом работают и в стиле "ля текник" — например, как в Audi TT, — и в любимом всеми стиле "ностальжи"...


Один из только что завершенных проектов — электротележка для гольф-клуба
Главный дизайнер явно увлекся, смакуя названия. Но, вспомнив суть вопроса, вернулся на грешную землю.
— Так что если о корнях говорить, то я на эти двадцать лет никак не реагирую. Биодизайн, по нашему мнению, одно из наиболее перспективных направлений, и мы его разрабатываем. Но не только биодизайн. У нас одновременно идет много разных экспериментальных работ — иногда до двадцати. На то у нас и дизайн-центр, чтобы не проводить работу узко, как могла бы себе позволить небольшая студия, а охватывать очень широкий фронт самых разных стилистических начал. Отжимая, будем получать то, что явится нота бене. Ну а что-то будет лежать на полке и ждать своего часа.
Нота бене? Наверное, Сергей Леонидович имел в виду квинтэссенцию...
— Я с уверенностью могу сказать, что в мире есть такое понятие, как школа дизайн-центра ВАЗа.

Универсал ВАЗ-2111 с аэродинамичным багажником

Нас хорошо знают за рубежом, и мы имеем право жить, творить. Ведь мы — одно из самых крупных дизайн-подразделений в мире. По масштабу нас можно сравнить только с некоторыми американскими центрами — правда, мы от них здорово отстаем по оснащенности. Коллектив УДА — 230 человек, из них половина относится к проектной службе, в составе которой около шестидесяти дизайнеров.
Сейчас мы думаем над тем, чтобы создать некую школу для молодых дизайнеров. Ведь тем специалистам, кто делал "восьмерки", Нивы, электромобили (а это у нас наиболее интересно), сейчас уже за пятьдесят. Самое время перенимать опыт. Ведь Марк Васильевич Демидовцев, который до меня долгое время возглавлял дизайн-центр, тогда имел великолепные возможности собирать со всей страны лучших людей. Он оставлял самых талантливых и ставил перед ними очень высокую планку...
— За это его и прозвали Мрак Насилыч? — вспомнил я слышанное не раз прозвище Демидовцева.
— Давайте об этом не будем. Это наши семейные дела. Скажем так — таким образом были утверждены в народе методы руководства. К дизайну это не относится. Между прочим, в 1990 году мы полгода успешно работали у Джуджаро в Чентро Стиле — Демидовцев, я, Грабор, еще один дизайнер Каштанов и двое лучших наших модельщиков. Это было соглашение на государственном уровне, тогдашний премьер Силаев приезжал в Турин принимать сделанный нами автомобиль. И никто из итальянцев не может теперь сказать, что русские были у них подмастерьями. Нет — мы работали на одном уровне, а иногда и выше! Но, извините, это отдельная история, и я не уполномочен об этом рассказывать...
Мы побеседовали еще минут двадцать, но потом Синельников вежливо попрощался и покинул демонстрационный зал. Он вернулся к своим делам по управлению коллективом из 230 человек, а я — к мыслям об отечественном дизайне.

ИТОГО

Наверняка, Синельников и его коллега Грабор — хорошие администраторы. И очень занятые. Непросто управляться с одним из самых крупных в мире дизайн-центров...
Наверное, они талантливые дизайнеры. К сожалению, с их работами познакомиться не удалось — по словам Сергея Леонидовича, он принимал участие лишь в создании опытных электромобилей и в проектах машин для Елабуги. Тот автомобиль, который они сделали в студии Джуджаро, строго засекречен. А что касается "десятки", новой Нивы или рестайлинговой машины ВАЗ-2115, то они были сделаны давно, еще до Синельникова.
Но ситуация выглядит несколько странно. Новый главный дизайнер сохраняет прежнюю политику: огромный дизайн-центр работает над массой проектов, подобных Рапану, — которые заведомо не имеют шансов найти "конвейерное" продолжение. А что же будет со внешностью будущих серийных машин? Неужели мы и впредь будем довольствоваться только "беременными антилопами" ВАЗ-2110 и похожей на спародированный Grand Cherokee новой Нивой?


Новая Нива ВАЗ-2123
Хотелось бы верить, что главный дизайнер просто скрыл от назойливого журналиста "планов громадье". Кстати, одну утечку информации Синельников все же организовал. Рассказывая о своем участии в создании экспериментальных проектов спецавтомобилей — разборных, мини-автомобилей, — он обмолвился, что это все не пропало даром, а легло в основу так называемого народного автомобиля.

Причем Синельников имел в виду вовсе не печально известный проект АВВА!
— Где, как не в России, должен появиться по-настоящему народный, абсолютно простой автомобиль — как у нас говорят, сделанный при помощи палки и веревки? — на мгновение приподнял завесу секретности главный дизайнер ВАЗа. Но потом тут же захлопнул дверцу: — Извините, это отдельная тема, и мы вернемся к ней позже...
Надеюсь, вернемся.
Впереди очередной Московский автосалон. Известно, что на стенде ГАЗа будет выставлен прототип серийного внедорожника (в "греческом зале" я видел только накрытый чехлом пластилиновый макет). А чем ответит ВАЗ? Очередным электромобилем для езды по полям гольф-клубов?

Л. ГОЛОВАНОВ
Фото автора и А. Воинова


На первую страницуНа предыдущую страницуСвоими глазами