Управление дизайна или управление дизайном?


Этим летом ВАЗ впервые за многие годы заставил вспомнить о себе не только отечественную, но и зарубежную прессу. Если на Московский автосалон в качестве шоу-стопперов тольяттинцы привезли только новую Ниву и старый, выполненный в стиле биодизайна, макет так и не сбывшейся Оки-2, то к выставке в Париже заводчане подготовились основательней. Стенд ВАЗа украшал красивый концепт-кар необычной формы — электромобиль под названием Рапан.
Такого смелого шага от завода никто не ожидал. Рапан, а с ним и ВАЗ, собрал обильный урожай благосклонных отзывов. Правда, люди, знакомые с историей автодизайна, непременно упоминали о сходстве Рапана с творением Луиджи Колани двадцатилетней давности — концептуальным тягачом, выполненным в новом тогда стиле биодизайна.
По сложившейся на Западе традиции, концепт-кары призваны приучить публику к необычным чертам грядущих серийных машин. Так неужели ВАЗ, вопреки всем, решил окунуться в течение биодизайна — сейчас, на его отливе, когда в моде совсем другие направления?
Ответ надо было искать в Тольятти.

ЭТО ВЫ МОЖЕТЕ

— Времени у Синельникова в обрез, — сухо встретил меня заместитель и соратник нового главного дизайнера ВАЗа Геннадий Грабор. — Пока побеседуйте в демонстрационном зале с дизайнерами, а Сергей Леонидович к вам присоединится. Но минут на сорок, не больше...
Управление дизайна автомобилей, или УДА — это огромный корпус на территории опытно-промышленного производства ВАЗа. Просторные светлые помещения, широченные коридоры. Демонстрационный зал по размерам и по оформлению очень напоминает московский кинотеатр Октябрь, в котором убрали часть кресел и вместо них в живописном беспорядке расставили вазовские машины. Здесь стоят новая Нива, ВАЗ-2115, "десятка"-хэтчбек, "десятка"-универсал, минивэн Надежда... И — в центре композиции — Рапан.
Ведущими дизайнерами, создававшими Рапан, оказались двое очень милых людей.

Сейчас Синельникову чуть больше сорока лет. Родом он из Нижнего Новгорода и заканчивал тот же Политехнический институт, что и газовские дизайнеры

Говорила, в основном, бойкая Валентина Новикова, а ее скромный коллега Владимир Плешанов лишь иногда тихим голосом вставлял в разговор пару фраз.
— Вообще-то, мы интерьерщики. В свое время мы работали над салонами "пятерки", "семерки", "десятки"... А Рапан нам поручили сделать три года назад. Когда мы его задумывали, то хотели сделать такую среду, внутри которой человек чувствовал бы себя уютно и защищенно, как в ракушке. Отсюда и название: ведь рапан — это такой моллюск морской...

Вся работа по созданию Рапана велась здесь, в дизайн-центре. Знаете, у нас очень мощная база. Я иногда даже удивляюсь — чего мы машины не выпускаем?
Рапан мы сделали на базе электро-Оки. Конструкция простая — трубчатый стальной каркас и стеклопластиковый кузов. Аккумуляторы — под полом. Двери открываются против хода, но мы задумывали иначе — они должны были отходить в сторону на трапеции. Не смогли конструктивно обеспечить...

Валентина Новикова и Владимир Плешанов: "Вообще-то, мы — интерьерщики..."

Я слушал дизайнеров, а сам потихоньку изучал их творение. Рапан оказался эффектным, но довольно хлипким сооружением. Впрочем, чего еще ждать от демонстрационного макета?
Залез внутрь. Передняя панель здесь и впрямь оригинальная. Обод руля со спицами торчит прямо из передней панели, а в центре баранки вместо ступицы расположена неподвижная комбинация приборов, в которой предусмотрено место для подушки безопасности.


Обратите внимание на оригинальную баранку — с неподвижной комбинацией приборов вместо ступицы
Передние кресла переделаны из "восьмерочных" и могут поворачиваться, облегчая процесс посадки. Но на заднем сиденье могут разместиться только карлики — сверху давит красиво ниспадающий потолок.
Тем временем разговорчивая Валентина Новикова продолжала рассказ о своем детище.
— После того, как Рапан затеялся, про нас забыли — тема это неперспективная, такой электромобиль в производство никогда не пойдет. И это великое счастье, что нас забросили!

Мы работали вдвоем, делали что хотели, не торопились. Правда, когда за девять месяцев до Парижского автосалона про нас вспомнили, Рапан был еще каркасом.
Тут я начал припоминать, что когда примерно год назад новый главный конструктор ВАЗа Петр Михайлович Прусов водил меня по дизайн-центру, он действительно показывал мне нечто вроде остова кабины от легкого вертолета. Это и был недостроенный Рапан. Прусов тогда со свойственной ему хитрецой сказал, что, дескать, они тут затеяли мир удивить. И удивили!
— Знаете, как нас в Париже хорошо приняли! На стенд многие приходили, интересовались. Нам говорили, что Рапан похож на большое доброе насекомое. Мы поэтому и "десяток" кучу напродавали: на стенде в Париже — триста, а в Греции, где происходил слет дилеров ВАЗа, — 850 машин! А после выставки Рапан ездил в Италию — на съемки телевизионного шоу про всякие изобретения. Нечто вроде нашей передачи "Это вы можете", только более яркое и эпатажное...
Ну а как же Колани с его концепт-тягачом двадцатилетней давности?
— Какой грузовик? — удивилась Новикова. — Я, честно говоря, что-то его не припомню... Конечно, если бы мы про него знали, то постарались бы сделать по-другому.
Вот это да! Ведущие дизайнеры ВАЗа не знали про одну из самых ярких работ Луиджи Колани!
— Вы понимаете, у нас дизайнеры никуда не ездят, — Новикова не оправдывалась, а просто выговаривалась. — Вообще, не пускать дизайнеров на автосалоны — это просто издевательство. Ведь такие выставки — своего рода повышение квалификации. И если у нас нет денег на поездки или нас туда не пустили, то мы теряем свою профессию. Значит, по-хорошему, — обратилась Новикова к своему коллеге, — нам с тобой надо просто пойти и уволиться! Серьезно — мы не имеем морального права заниматься дизайном! И вообще, так и напишите: дизайнер не имеет права быть бедным! Если человек живет в убогой обстановке, то какой будущий этап культурной среды он сможет создать?
Я, например, до этого посещения Парижского автосалона последний раз была на Токийском шоу — это было девять лет назад! А по проспектам я бы никогда не увидела, какие сейчас тенденции... Вот в Париже Ford выставил Кугар, Пуму, Ка, Фокусы... Ой, они все такие модные, такие в одной струе — как будто один человек делал. Я каждый день на этот Форд ходила. Так в душу запало... А у нас что ни автомобиль, то совершенно другой — ну никак не связанный с предыдущими!
Действительно, почему все вазовские машины не похожи друг на друга? Где же фирменный стиль? Разговор об этом с главным дизайнером ВАЗа Сергеем Синельниковым начался тоже с обсуждения фордовского стиля new edge. Но у начальника УДА была другая точка зрения...


На первую страницуНа следующую страницуСвоими глазами